Прокуратура информирует:
С 1 июля 2021 года изменяется порядок проведения проверок в отношении предпринимателей
31 июля 2020 года принятФедеральный закон № 248-ФЗ«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ), который вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением отдельных его положений, для которых предусмотрены более поздние сроки вступления в силу. Данный законустанавливает новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля.
Под государственным и муниципальным контролем (надзором) в Федеральном законе № 248-ФЗ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, целью которой является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Достигается это за счёт профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, их пресечения и устранения последствий допущенных нарушений.
Таким образом, закон нацелен сместить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и дать субъектам предпринимательства больше гарантий при взаимодействии с органами, что позволит значительно снизить необоснованное и излишнее давления на бизнес в виде всевозможных проверок, изменен перечень мероприятий, которые к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся, вводятся новые форматы проверочных мероприятий.
В качестве новелл предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению:надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях на водных объектах;контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Введены новые виды государственного контроля (надзора), при организации и осуществлении которых не применяется Федеральный закон № 248-ФЗ, в том числе: федеральный государственный контроль (надзор) за оборотом оружия;федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной деятельности;федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций;надзор и контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
В целях информационного обеспечения создаются пять видов информационных систем, в том числе:
1) единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - единый реестр видов контроля);
2) единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
3) информационная система досудебного обжалования;
4) реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований (далее - реестр заключений о соответствии);
5) информационные системы контрольных (надзорных) органов.
Благодаря этому лица, в отношении которых проводятся проверки, смогут отследить правомерность их проведения, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям.
Всясистема контрольно-надзорной деятельности будет базироваться на риск-ориентированном подходе, введено шесть категорий риска возможного причинения вреда - от низкого до чрезвычайно высокого. При этом, при категории низкого риска проверки такого объекта могут не проводиться несколько лет.
Законом значительно сокращены сроки проверок - общий срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней.
В Федеральном законе № 248-ФЗ подробно прописана процедура проведения контрольно-надзорных мероприятий. При этом устанавливается, что вмешательство контролёров в деятельность контролируемых лиц должно быть соразмерно возможным последствиям допущенных ими нарушений. Кроме того, при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия необходимо соблюдать принцип недопустимости проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля (ст. 9, пп. 7 п. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ).
Федеральным законом № 248-ФЗ предусмотрено два вида контрольных (надзорных) мероприятий – это взаимодействие с контролирующим лицом и без такого взаимодействия.
Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении контрольной закупки;мониторинговой закупки; выборочном контроле;инспекционном визите;рейдовом осмотре;документарной проверке;выездной проверке. Перечисленные мероприятия проводятся только после согласования с органами прокуратуры, за исключением документарных проверок.
При этом, закон предполагает, что выездная проверка может проводиться, только если у контролёра нет возможности:
удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в объяснениях, полученных от контролируемого лица;
оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий (п. 3 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).
Законом установлены особенности рассмотрения обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В частности предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий, направленных на установление личности гражданина и полномочий представителя организации, должностное лицо контрольного (надзорного) органа взаимодействует с гражданином, представителем организации, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, а также с использованием информационно-коммуникационных технологий, и предупреждает его о праве контрольного (надзорного) органа обратиться в суд в целях взыскания расходов, понесенных контрольным (надзорным) органом в связи с рассмотрением поступившего обращения (заявления) гражданина, организации, если в обращении (заявлении) были указаны заведомо ложные сведения.
Обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц предусмотрено с учетом соблюдения досудебного порядка такого обжалования.
Новости
| Объявления
|